Господство: суть понятия в исторической перспективе и сегодня

Такое социологическое понятие, как «господство» было впервые сформулировано еще во времена становления социологии как науки, но остается актуальным и до сих пор. Если в социологических исследованиях эпохи царской Руси данное понятие использовалось применительно к изучению такого явления социально-общественной жизни, как отношения между дворянами и крепостными крестьянами, то сегодня господство изучается применительно к более широкому кругу отношений - это и отношения дихотомии «начальник-подчиненный», и социология семьи, и отношения в социальных группах.

Помимо того, что данное явление стало рассматриваться в более широкой плоскости, оно обзавелось и новыми гранями изучения. Так, если при изучении господства в отношении крепостных крестьян было ясно, что причина его возникновения – это объективные исторические условия, то сегодня существование господства в условиях демократии и всеобщих свобод приобретает иную окраску. Обращаясь к М. Веберу, можно сказать, что существенным образом изменились «внешние и внутренние интересы повиновения».

Господство неизменно нуждается в легитимации – только так оно может существовать продолжительное время. Испокон веков диктаторы и военачальники, а сегодня руководители государства и управленцы различных уровней заботились о том, чтобы создать и укрепить «веру в легитимность» своей власти.

Рассматривая типы легитимности господства, выявленные еще М. Вебером, можно сказать, что и во времена царской Руси, и в настоящее время в обществе присутствовали черты всех трех типов легитимации. В качестве неких «чистых типов», какими их назвал автор, существовать они не могут, и лишь представляют собой некую идеальную модель. Данные типы легитимации до сих пор актуальны: легитимность рационального характера, основанная на вере в правильность и законность существующего порядка, и по сей день остается в сознании людей и в вопросах государственного устройства, и в вопросах морали, семейных ценностей. Не менее сильно влияние легитимности традиционного характера – она исходит из обыденной веры в святость традиций, веры в легитимность любого авторитета, который основан на данных традициях. И, наконец, третий тип легитимности господства – это харизматический характер. Он основывается на представлениях о святости или геройской силе, образцовости личности, ее неоспоримом достоинстве.

Каждый из данных типов существовал еще много столетий назад, но находит свое отражение и в различных сторонах общественно-политической жизни настоящего времени.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставлять комментарии.