Социологи и психологи сходятся во мнении о том, что подростковый период – это то время, когда мечтания и идеалы ребенка, его представления о жизни, которые зачастую неверны, разбиваются о реальные условия окружающего мира – все это порождает конфликт личности. В подобных условиях, когда человеку весьма сложно адаптироваться к реалиям действительности, органично вписаться во взрослую жизнь, наблюдаются весьма высокие риски примыкания к различного рода преступным группировкам. Подростку сложно адаптироваться к взрослой жизни в одиночку, помимо этого он зачастую испытывает сложности в общении с родителями и учителями, порой и со сверстниками найти общий язык бывает сложно. Именно поэтому подросток находит свое место в мире преступности – для него эта группировка становится и семьей, и кругом друзей и понятным и простым смыслом жизни.
В течение двух последних десятилетий уровень подростковой преступности в России, к сожалению, не уменьшался. Число противоправных действий неуклонно растет – это касается и агрессивно-насильственных преступлений, и употребления подростками наркотиков и алкоголя. Высокий уровень подростковой преступности в 90-е годы являлся прямым отражением неблагоприятной ситуации во всей социальной системе нашей страны. Со стабилизацией политической и экономической ситуации пришло и снижение уровня преступности – наиболее низкие показатели наблюдались в 2004-2005 годах.
С тех пор уровень подростковой преступности больше не достигал столь высоких отметок, как в 90-е годы, однако говорить об улучшении ситуации пока рано – демографы уверяют, что этот спад всего лишь результат снижения доли населения, находящегося в подростковом возрасте. Иными словами, мы не решили проблему преступности, а лишь понизили рождаемость.
Чтобы решить данную социальную проблему, нужно принимать реальные меры, а не довольствоваться необъективными статистическими данными, которые не отражают реально сложившуюся ситуацию. В частности, чтобы снизить уровень преступности, нужно вовлекать подростков в общественную жизнь, организовывать их досуг – для этого потребуются консолидированные усилия как представителей органов власти региона или муниципалитета, учителей и психологов школы, где учится ребенок, а также старания его родителей, ведь именно семья играет в этом вопросе определяющую роль.