С установлением в России рыночных отношений приходит и необходимость установления неких стандартов ведения бизнеса. Речь идет не о законодательном регулировании бизнес-процессов (эта сфера целиком и полностью отдана в ведение государства), а о правилах внутреннего распорядка.
Многие руководители недооценивают важность внутренних регламентов – особенно это касается небольших, только что созданных фирм. Управленческое звено зачастую придерживается мнения, что формализация всех внутренних процессов необходима лишь тогда, когда организация разрастается, достигает определенного успеха в своей нише. Этот подход как социологи, так и экономисты считают в корне неверным, потому что без установления единых стандартов компания может не только не достичь успеха в принципе – она может погибнуть, войдя в так называемую стадию «младенческой смертности», только начав свое существование. Корпоративные стандарты – это средство, которое снизит подобные риски, и будет способствовать становлению фирмы, как единой, слаженно работающей системы.
Регламентация внутренней и внешней сторон деятельности компании необходима фирмам совершенно различного размера – разница определяется лишь спецификой деятельности организации. Так, если компания осуществляет какие-либо услуги, не обойтись без стандартов общения с клиентами, но, к примеру, на производственном складе или на заводе без этого вполне можно обойти обойтись. В стандартных формах регламентов обычно указываются стандарты поведения, общения с клиентами и с коллегами, принципы информационной безопасности, системы мотивации и оплаты труда, дисциплинарных взысканий. В подобных документах затрагиваются такие темы, как «Что компания ожидает от вас?», «Что вы вправе ожидать от организации?», «Желаемое видение будущего фирмы» и т.д.
Правила и стандарты, регламенты и распорядки – все они помогают донести до сотрудников основные идеи философии и миссии организации, показать им, что принято, что одобряется и поощряется, а что нет. Таким образом, регламенты вносят ясность в сложную систему бизнес-процессов, помогая каждому сотруднику осуществлять свои функции как можно более эффективно. Кроме того, писаные нормы нужны организации и для того, чтобы выйти из кризиса, перейти на новый уровень развития, безболезненно претерпеть изменение формата работы и т.д. – словом, регламенты способны оказать существенную помощь в организации бизнеса.