Для того чтобы проанализировать степень социализации, необходимо проанализировать три элемента личностной структуры. Во-первых, нравственный блок – степень соответствия молодежных идеалов общечеловеческим ценностям. Во-вторых, интеллектуальный, то есть насколько развиты умственные способности старшеклассников, их эрудиция и самосознание. И, наконец, эмоциональный, отражающий палитру чувств и переживаний подростка, самоуважение человека и выбор им определенного досуга.
Как показывают исследования, молодежь сегодня является пассивным потребителем информации. Не проявляют анализируемые представители и особого интеллектуального напряжения. Как результат, большая часть молодежи оценивают свой интеллект как «средний» - такую оценку дало 64%. При этом 20% вообще не имеют представления, каким интеллектом они обладают.
О проблемах самоопределения в молодежной сфере говорят и предпочтения в сфере досуга. Так, большинство старшеклассников предпочитают смотреть телевизор в свободное время (40% опрошенных) и только 17% предпочитают чтение. Иными словами, молодежь ведет пассивный образ жизни, что опять же говорит о кризисе самореализации.
Проведенные исследования показывают, что молодежь характеризуется признаками маргинальной личности, не чувствуют своей интегрированности в общество, что говорит о кризисе социализации.