В московских школах начинается проведение многолетнего социологического исследования, направленного на выявление факторов, которые влияют на выбор будущей профессии.
Исследование проводится фондом «Общественное мнение» совместно с социологами, работающими в высшей школе экономики. По замыслу ученых, учащиеся 5-х классов должны ответить на несколько десятков вопросов из анкеты.
Формулировка вопросов не предполагает двоякой трактовки, чтобы не создавать для детей лишних трудностей при проведении эксперимента. Над этим потрудились сотни специалистов и детских психологов, которые составляли вопросы для анкеты и проверяли, как школьники понимают их.
Основными целями этого многолетнего исследования являются:
- выявление факторов, которые влияют на выбор школьниками будущей профессии;
- определение числа детей, которым удастся воплотить в жизнь планы, намеченные еще в десятилетнем возрасте.
Почему внимание исследователей направлено именно на пятиклассников, а не на старших школьников? Дело в том, что именно в 5 классе дети начинают изучать специальные предметы и задумываться о том, кем они хотят работать в будущем.
Отвечая на вопросы анкеты, ученикам не нужно будет вычислить площадь эллипса, например. Социологов больше интересуют любимые предметы и занятия учеников. Также в анкете есть блоки, посвященные семьям школьников, представлениям детей о будущей профессии, их отношениям с одноклассниками и учителями.
Для того, чтобы исключить возможность влияния родителей на ответы детей, школьники отвечают на вопросы в отдельном помещении, вход в которое для взрослых запрещен.
Через два года дети должны будут повторно ответить на те же вопросы анкеты, что позволит ученым проследить, как с течением времени меняются представления школьников о жизни и будущей работе. Такое же исследование будет проводиться, когда школьники будут учиться в 9 и 11 классах.
По замыслу ученых, в анкетировании должны были принять 4000 учеников 5-классов московских школ. Однако собрать такое количество респондентов оказалось очень непростой задачей. Многие директора школ отказались от участия в эксперименте, в остальных случаях родители не давали согласие на анкетирование своего ребенка. Другие же образовательные учреждения, напротив, даже привлекли школьных психологов к проведению анкетирования. Такие специалисты разъясняли родителям и учителям смысл и цели исследования, а ученикам помогали правильно понять вопросы анкеты.