Реклама – это одно из мощнейших средств воздействия на массовое сознание. Реклама существует уже длительное время, за которое она претерпела существенные изменения. Эта эволюция, главным образом, касалась выбора конкретного метода воздействия на сознание человека – сначала на первом месте было убеждение, а сейчас преимущество за созданием особого символа, бренда, который ассоциируется у человека с определенным, желанным для него образом жизни. Одно остается неизменным – реклама воздействует на человека, стандартизируя его мышление, заставляя подчиняться определенным правилам, выбирать определенный образ жизни, иметь определенные ценности – индивид больше не имеет возможности выбирать все это самостоятельно, в нашем мире масс-медиа за него это делают СМИ.
Нельзя недооценить важность рекламы для мира бизнеса: без нее не мыслит себя ни одна компания, реклама позволяет расширить круг покупателей, увеличить выпуск продукции и, соответственно, прибыль, она стимулирует конкуренцию. Кроме того, рекламная индустрия – это огромное количество рабочих мест: от рядового промоутера до PR-менеджера компаний международного уровня.
Однако нельзя не замечать пагубного влияния рекламы на психику и сознание отдельно взятого человека. Рекламы сегодня слишком много: она входит в нашу жизнь через телевизор, радио, интернет, мы видим ее на билбордах и в газетах, она приходит к нам посредством смс и традиционных писем – словом, вся эта информация уже не представляет собой существенной ценности, а лишь превращается в так называемый информационный шум. Обилие ненужной информации – это стресс для человека, который неизменно приводит к ухудшению самочувствия.
Помимо таких экономических последствий, как удорожание товара вследствие огромных затрат на агрессивную рекламную компанию, реклама негативно влияет на человека и с точки зрения психологии. Яркие рекламные ролики навязывают нам красивый образ жизни, где фигурируют дорогие спортивные машины, великолепные наряды, элитный алкоголь и счастливые улыбающиеся люди – все это некие символы, которые понятны каждому, и каждый непременно захочет почувствовать себя на месте успешных и жизнерадостных героев рекламы. Что для этого нужно сделать? Всего лишь приобрести рекламируемый товар. Однако покупка не оправдывает ожиданий, и окружающий мир не меняется, ведь реклама всего лишь воздействует на нас на подсознательном уровне, вызывая необходимое настроение.
Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что, несмотря на те преимущества, которые реклама дает экономике в целом, для отдельно взятого человека она крайне вредна: она подменяет его ценности ложными, формирует также и ложные потребности, навязывает конкретный, экономически выгодный производителю образ жизни.